Именно в стеклянную тару пиво разливают последние
сто лет, а значит, эта технология доведена до совершенства. Между тем у
«стекла» столько недостатков, что довольно странно, что его не постигла
судьба динозавров и пивоварни до сих пор не стали разливать свою
продукцию в более подходящую тару, у которой меньше слабых сторон.
У
пива много «врагов» — это не те, кто пытается как-то регламентировать
употребление этого напитка. Главный враг пива — это кислород. Малейшее
соприкосновение напитка с кислородом губительно сказывается на его
вкусе. Единственный способ сохранить пиво свежим — это предотвратить
попадание кислорода в упаковку.
Если посмотреть на бутылку,
сразу бросается в глаза то, что она никогда не заполнена полностью —
всегда между напитком и крышкой остается «зазор». Что может быть в этом
«промежутке»? Хорошо, если там только CO2, но на сегодня не существует
способов полностью «нейтрализовать» весь кислород из бутылки, который
туда попадает во время розлива. Получается, чем больше это пространство
от напитка до крышки, тем больше в бутылке кислорода.
Еще
одним врагом пива является солнечный свет — под воздействием
ультрафиолета в бутылке происходят такие реакции, которые меняют вкус
напитка и придают ему отчетливый мускусный аромат. Сами пивовары
называют эту проблему (по аналогии с фотографией) — «засвечиванием».
Потребители же прозвали такой напиток «скунсом». В большей степени
бутылки из коричневого стекла почти решили эту проблему, но что делать,
если ваше любимое пиво выпускается в бутылках из зеленого стекла или
вообще в бесцветных?
Помимо того, что стеклянная бутылка плохо сохраняет
аромат и вкус пива, его себестоимость тоже можно отнести к недостаткам.
К тому же стеклотара — это тяжелая упаковка, а значит, ее
транспортировка обходится компаниям довольно дорого. Между тем сама по
себе бутылка — это полдела — нужны еще колпачок и этикетка (а иногда
даже две). Но и это еще не все — для стекла необходимо два типа
вторичной упаковки — мультипак на шесть бутылок и общая транспортная
коробка. Все это только увеличивает конечную стоимость пива. Многие
говорят, что стеклянная упаковка — экологичнее пластиковой или
металлической, но это только кажется — на самом деле стекло не
обходится без бумаги, картона, металлов (крышка) или полимеров
(этикетка). Получается, что и стеклянная бутылка не может быть
полноценной «зеленой» упаковкой.
С другой стороны, есть
алюминиевые банки, которые решают большинство вышеперечисленных
проблем. Во-первых, в банке почти нет «пустот», во-вторых, она не
просвечивает, а значит, напиток не подвергается воздействию солнечного
света и дольше остается свежим, сохраняет и вкус, и аромат. Такая
упаковка легкая, ее можно перерабатывать, она не нуждается в этикетках
и, что немаловажно, алюминиевая банка не бьется. Ее гораздо удобнее
брать с собой на пикник.
Так почему стеклянные бутылки не
«вымирают»? Видимо, пиво разливают в стекло по привычке. Данная
ситуация на пивном рынке напоминает борьбу виноделов, которые тоже не
могут определиться — что лучше, откручивающаяся крышка или пробка.
Доказано, что первые дольше сохраняют вино свежим, но они по-прежнему
используются только в низкоценовом сегменте. Видимо, тот же стереотип
срабатывает и с пивом — люди знают о всех преимуществах и недостатках
стеклянной бутылки, но продолжают пить пиво в «стекле», считая, что
алюминиевая банка — это дешевая упаковка и пиво в ней некачественное —
с привкусом металла. На самом деле это не так. Хорошая алюминиевая
банка производится по особой технологии, которая предотвращает
взаимодействие напитка с упаковкой и исключает появление постороннего
привкуса.
|