На пивном рынке
Украины четыре крупных игрока, трое из которых представлены
транснациональными корпорациями. Первая из них — Sun InBev Ukraine —
владеет тремя пивзаводами в Харькове, Чернигове и Николаеве. Она
производит пиво под марками «Черниговское», «Рогань», «Янтарь», Stella
Artois, Beck's, Staropramen, Lowenbrau, а также некоторые российские
торговые марки. Вторая — Carlsberg Group — выпускает пиво марок
«Славутич», «Львiвське», «Арсенал», Carlsberg, Tuborg, Holsten и имеет
производственные мощности в Запорожье, Киеве и Львове.
SABMiller,
купивший в прошлом году главный пивной актив Рината Ахметова — донецкий
ЗАО «Сармат» (от остальных заводов, в Днепропетровске, Луганске,
Полтаве и Симферополе, компания SCM тоже избавилась), выпускает
«Сармат» и Miller.
Четвертый (и крупнейший) производитель пива на
Украине — отечественное ЗАО «Оболонь». Компания, имеющая два пивзавода,
в Киеве и Фастове, производит торговые марки пива «Оболонь», «Десант»,
«Охтирське», Zibert, Hike и Magnat.
На долю четырех пивных
гигантов, мощность заводов которых от 1 млн до 15 млн декалитров в
месяц, приходится около 95% украинского пива. В июне, например, было
произведено 34,4 млн декалитров, из них 32,4 млн приходится на основную
четверку. 25% продукции «Оболони» идет на экспорт (компания занимает 3%
российского рынка пива).
На Украине также есть 6—7 заводов
средней мощности, производительностью от 30 тыс. до 600 тыс. декалитров
в месяц. Самые известные из них — «Перша приватна броварня»,
«Микулинецкий пивзавод «Бровар», «Бердичевский пивоваренный завод».
Остальные — порядка двадцати небольших заводиков — производят около 10
тыс. декалитров в месяц каждый.
Акциз и кризис
По
данным компании ЗАО «Укрпиво», за семь месяцев этого года на Украине
произведено 191 млн декалитров пива. Это на 6,4% меньше, чем за
аналогичный период прошлого года.
«Компании производят столько
пива, сколько народ потребляет, не больше, — говорит менеджер по
маркетингу компании «Оболонь» Виталий Ткаченко. — В прошлом году на
Украине приходилось в среднем 61 литр пива на человека в год (это на 33
литра больше, чем в 2002 году)». Кстати, для сравнения: аналогичные
показатели в 2008 году по России составляли 80 литров, Германии — 112,
Ирландии — 130, а Чехии — 160 литров. В этом году, по нашим прогнозам,
потребление пива упадет до 58 литров».
По словам Владимира
Шепетухи, директора по продажам ЗАО «Фирма «Полтавпиво», крупнейшее
событие этого года на отечественном рынке — повышение в начале июля
акциза на янтарный напиток в два раза: с 31 до 60 копеек. Естественно,
пиво подорожало.
«С 90-х годов акцизная политика государства была
разумной, происходило планомерное повышение. И, по плану, сейчас акциз
должен был составлять 36 копеек, — говорит Владимир Шепетуха. — А
расчет цены на пиво такой: себестоимость, акциз плюс НДС. И если в
начале года отпускная цена на наше пиво «Светлое», например, составляла
1,90 грн за бутылку 0,5 литра, то сейчас — 2,48 грн. Из-за этого в
нынешнем году закрылось несколько небольших пивзаводов».
На
повышение стоимости пива повлиял, естественно, и кризис. Причем больше
— на продукцию «большой четверки». «Компании жестко привязаны к евро.
Импортное сырье, импортные моющие препараты… Колебания курса влияют
даже на стоимость этикетки на бутылку», — говорит директор по продажам
«Полтавпиво».
Он прогнозирует, что в целом потребление пива в
этом году по сравнению с прошлым может снизиться более чем на 10%:
«Если летом было падение, то чего ожидать от холодного времени года?
Ведь пиво — сезонный напиток».
Вперед, в прошлое
Что
интересно, по сравнению с прошлым годом вырос объем производства (а
значит, и продаж) продукции заводов, относящихся ко второй и третьей
«весовой категориям».
Так, по словам Виталия Ткаченко, в прошлом
году рынок пива был поделен следующим образом: «Оболонь» имела 36,1%,
Sun InBev — 33,9%, Carlsberg Group — 21,7%, SABMiller — 5,1%. Мелкие
производители занимали в совокупности 3,3% рынка. В настоящее время
ситуация следующая: показатели «большой четверки» составляют 33,2%,
34,6%, 23,5% и 4,0% соответственно. А вот доля «малышей» выросла до
4,7%.
«Подъем пошел за счет «Першої приватної броварні»,
«Микулинецкого», «Радомышля»», — признает маркетолог «Оболони». Но
стремится доказать, что продукция «четверки» лучше и безопаснее: «У них
качество и вкус, как у старого советского пива. Там старое
оборудование. Они позиционируют себя, как «живое пиво», но я так скажу:
живое пиво — это пиво, в котором кто-то жил, а теперь вы его пьете».
Впрочем,
насчет старого оборудования на небольших заводах можно спорить: на том
же полтавском пивзаводе, которое Виталий Ткаченко характеризует как
«старое советское», и который недавно принадлежал SCM, оборудование не
уступает тому, что стоит на принадлежащей «Оболони» «Пивоварне Зиберта»
(по некоторым данным, компания вложила в реконструкцию завода 40 млн
евро).
«У нас новейшее оборудование, два года назад немцы
ставили, — говорит главный пивовар ООО «Бердичевский пивоваренный
завод» Тамара Савчук, подчеркивая, что они выпускают именно «живое»
пиво. — Никаких консервантов и стабилизаторов, мальтозной патоки,
аскорбиновой кислоты и красителей. И пиво мы фильтруем только один раз,
чтобы отделить дрожжи».
— Срок хранения советского пива был две
недели, у вас — больше. Как вы в таком случае обходитесь без
пастеризации?»– спросили «Известия в Украине».
— Во-первых,
сейчас используются новые штаммы дрожжей, более устойчивые. Раньше
оборудование, трубы были из черного металла, меди. Сейчас — из
нержавейки. Раньше не было таких моющих препаратов, а варницы мыли
вручную.
Антиглобально
Как считает Владимир
Шепетуха, у небольших пивзаводов есть шанс увеличить свою долю на рынке
даже до 10%. «Пиво крупных производителей обезличено. Используется
подготовленная вода, собственная раса дрожжей. Выхолащивается аура
местного пива: «Рогань», разлитое в Николаеве, не отличишь от
харьковской или черниговской. Но у нас, маргинальных производителей, а
нас где-то десяток, есть хороший шанс. Наши клиенты — десять процентов
антиглобалистов».
А того, что транснациональные корпорации
выкупят «маргинальных производителей», чтобы монополизировать рынок,
Владимир Шепетуха не боится. Ведь в нынешних условиях им сложно
нарастить производство даже в рамках уже купленных мощностей.